Апрель 20, 2016

В Украине изменятся правила концессии

Для увеличения эффективности от использования активов, которые находятся в государственной собственности, в правительстве Украины предложили пересмотреть механизм передачи их в долгосрочную аренду. Концессионные соглашения напрямую касаются транспортной сферы, где государство является владельцем большого количества инфраструктурных объектов.

Изменение правил концессии является одной из реформ предложенных правительством. В Министерстве экономики Украины заявили, что целью данных изменений является создание прозрачного механизма передачи государственных объектов в использование частным компаниям и увеличение финансовых потоков при такой форме сотрудничества. Новый подход позволит инвестору эффективнее использовать переданные объекты, на условиях позволяющих самостоятельное принятие решений в четко прописанных случаях. Это создает условия для интенсификации пользования активом и увеличению бюджетных поступлений.

После принятия Верховной Радой закона «О морских портах» стала возможной передача портовых фондов в управления частными компаниями. В правительстве Украины заявили, что новый концессионный механизм собираются отработать сначала на базе порта Южный. Этот порт является самым глубоководным в стране.

Предложенный министерством экономики вариант концессии изменяет правила начисления платежей. Новая методика предоставляет инвесторам выбор схем формирования платежей:

  • Доля от прибыли;
  • Доходность на актив;
  • Фиксированный платеж;
  • Смешанная форма платежа (двух вышеперечисленных вариантов).

Вносятся изменения в сам механизм осуществления платежей. На сегодняшний день у инвесторов есть возможность платить концессионные платежи за счет инвестирования в объект. Такая возможность уменьшает поступление доходов бюджета и позволяет инвестору ускользнуть от уплаты обязательств.

Как сообщает goodlogistics.com.ua, в данный момент параллельно разрабатывается закон «О концессии», который позволит привлечь инвестиции в транспортную сферу за счет передачи объектов в частное пользование. Сегодняшняя редакция закона не позволяет инвесторам реализовать проекты на длительный период времени всвязи с отсутствием гарантий о сохранении за ними права на их использования.

Напомним, что руководство Одесского порта уже собиралось добиться концессии для реализации проекта «Карантинный мол» по созданию намывного контейнерного терминала. Проект не был реализован через отсутствие поддержки правительства и гарантий для инвесторов. Принятие новых концессионных правил позволит увеличить объем инвестиций в транспортную инфраструктуру в короткие сроки и получить новые перевалочные мощности. Именно поэтому формированию грамотной нормативно-правовой базы следует уделить особое значение.

По мнению экспертов, в новом законе должны быть чёткие правила, регулирующие обязательства инвесторов, и закреплены механизмы возврата объектов в государственную собственность. Если этого не сделать, то в законодательстве останется много «дыр», которыми в дальнейшем можно будет спекулировать.