МЭР: указы Путина выполнить полностью невозможно

Кремлю предстоит определиться с курсом: финансировать «указы 7 мая» или начать их пересматривать

Министерство экономического развития России признало: исполнить указы президента, подписанные им сразу после инаугурации, в полном объеме не удастся. Владимир Путин оказался перед непростым выбором: либо продолжать вливать в экономику бюджетные деньги (которых все меньше), либо пересматривать амбициозные программы – с неизбежными репутационными издержками.

Как заявил во вторник замглавы МЭР Андрей Клепач, к концу текущего года стагнация экономики сменится «вялым ростом», однако его низкие темпы «существенно не позволяют выполнить те ориентиры, которые есть в указах».

Нерадостные вести пришли и из минфина: замминистра Андрей Иванов рассказал на совещании с участием президента в Хакасии, что ведомство рассматривает – в числе прочих – «весьма уточненный» макроэкономический сценарий, по которому бюджет в одах не досчитается в общей сложности 1,6 трлн рублей.

«Отклонение по доходной части у нас в 2014 году […] в минус – на 197 млрд рублей, по 2015 году – на 553 млрд рублей и по 2016 году – в минус на 871 млрд рублей», – пояснил он.

Другими словами, денег в бюджете станет меньше, а расходы будут все больше. И не последнюю роль в наращивании этих расходов сыграют – и уже играют – президентские указы от 7 мая 2012 года, суммирующие предвыборные обещания Путина.

Регионы под ударом

Указы 7 мая

Сразу после инаугурации Владимир Путин подписал 11 указов, касающихся среди прочего экономики, социальной политики, здравоохранения, науки и образования, жилищной сферы и госуправления. Наиболее заметные из них:

создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году

повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса (Doing Business) с

о 120-й в 2011 году до 20-й – в 2018 году

увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 – 1,5 раза

повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей и научных сотрудников вузов до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе

сделать к 2016 году доступными детские сады для 100% детей от 3 до 7 лет

не менее пяти российских университетов должны к 2020 году войти в первую сотню ведущих мировых университетов

снизить смертность в результате ДТП до 10,6 случая на 100 тыс. населения

увеличение количества выдаваемых ипотечных жилищных кредитов до 815 тысяч в год

до 2020 года – предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия

ежегодное, в течение пяти лет, учеличение численности контрактников на 50 тыс. в год

обеспечить увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет

сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти к 2014 году – до 15 минут

Среди целей, поставленных Путиным, – создание к 2020 году 25 млн высококвалифицированных рабочих мест; повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса (Doing Business) со 120-й в 2011 году до 20-й – в 2018 году; повышение зарплат врачам и преподавателям вузов до 200% от средней зарплаты по региону, а также комфортное жилье для 60% семей, желающих улучшить жилищные условия.

На основе майских указов правительству было дано 218 поручений. Большую часть – 151 поручение – надлежит выполнить в 2013 году.

Подсчитать суммы, необходимые для их реализации, трудно, но, по приблизительным оценкам, – это 2 трлн рублей на три года: 2013, 2014 и 2015. Для сравнения: доходы федерального бюджета в 2013 году должны составить 12,8 трлн рублей.

Регионы уже не выдерживают новых расходных обязательств. Главная причина – в повышении зарплат работникам бюджетного сектора. В общей сложности на зарплаты в структуре региональных бюджетов стало уходить более половины, подсчитали в рейтинговом агентстве Standard & Poor’s.

По данным организации, для полного исполнения указов президента при существующей динамике налоговых доходов дополнительная федеральная помощь регионам должна составить до 0,9-1% ВВП в 2013 (то есть порядка 600 млрд рублей) и 2,1% в 2014 году – сверх предусмотренных 2,3% ВВП в 2013 году и 2,2% в 2014 году.

Секрет – на весь свет

«Эти указы изначально писались с некоторым превышением. Равно как и дорожные карты, которые во исполнение этих указов подписывал премьер Медведев»

Антон Данилов-Данильян,»Деловая Россия»

Впрочем, многие эксперты призывают не относиться слишком буквально к путинским «инаугурационным» указам, видя в них не столько программный, сколько мотивационный смысл.

«Эти указы изначально писались с некоторым превышением. Равно как и дорожные карты, которые во исполнение этих указов подписывал премьер Медведев», – говорит сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян, который в начале 2000-х годов возглавлял экономическое управление администрации Кремля.

Невозможность выполнить указы в заданном объеме он называет «секретом Полишинеля», и обосновывает их трудноисполнимость несколькими причинами.

Во-первых, они писались с изначальным завышением планки (как однажды признал и сам Путин), чтобы заставить систему работать. Во-вторых, в них закладывалась конструкция «при прочих равных», в то время как ситуация в мировой экономике, с которой Россия прочно связана углеводородным экспортом, ухудшилась.

В-третьих, в стране фактически отсутствует, по его мнению, механизм реального наказания высокопоставленных чиновников за срыв планов: «Если действительно наказывать за неисполнение, то никакого расхолаживания не будет. Здесь надо принимать, безусловно, решительные меры».

«Политический выбор»

Высокие темпы, декларированные Путиным в предвыборный период, в некоторых сферах оправдались. Так, если брать тот же самый рейтинг Всемирного банка Doing Business, то в одном из его разделов – «Налоговое администрирование» – страна поднялась со 105-й на 64-ю позицию.

К тому же свободные деньги у страны пока есть: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния аккумулируют средства в размере 8% ВВП.

«Теоретически в ближайшие два-три года проблему можно будет решать, используя эти два фонда», – говорит ведущий кредитный аналитик Standard & Poor’s Карен Вартапетов.

«Проблема в том, что существует масса других расходных приоритетов, отраслевых лоббистов, огромная программа вооружений, дефицит пенсионной системы. Добавить сюда еще массу новых проектов вроде реконструкции БАМа, а также строительство высокоскоростной железной дороги из Москвы в Казань», – продолжает он.

«Здесь нужно будет определяться и делать политический выбор: либо во что бы то ни стало поддерживать регионы, чтобы они исполняли указы, либо пересматривать планы и вкладывать деньги куда-то еще», – резюмирует эксперт.

Впрочем, в Кремле на пессимистические заявления МЭР, оглашенные Андреем Клепачем, отреагировали с раздражением: советник Путина (до недавних пор и сам возглавлявший минэкономразвития) Андрей Белоусов отметил, что понижать прогнозы – «дело нехитрое»: «Важно показать, что надо сделать, чтобы не допустить этого снижения».