Станислав Садальский: Играть идиотов – такое счастье!

Заслуженному артисту России, народному артисту Грузии и Чувашии (в последней он, между прочим, родился – в селе Чкаловское), народному блоггеру России, как называют Станислава Садальского за то, что его Живой Журнал пользуется неимоверной популярностью, 8 августа исполняется 60 лет. По словам юбиляра, комфортнее всего он себя чувствует в роли… дурака. Впрочем, тут же уточняет: «Но не люблю, когда из меня пытаются сделать дурака».

Высоцкий подавлял, Конкин расслаблял

У Станислава Юрьевича немало связано с нашей страной. Начнем с того, что его мама, Нина Прокопенко, и младший брат Сергей (оба, к сожалению, уже ушедшие), были записаны украинцами. «Когда мы жили в деревне, аборигены меня дразнили: «Москаль, москаль, гiмно плескаль». Я огрызался по-доброму: «Не бреши…» – вспоминает Садальский.

Бабушка с дедушкой жили в Воронежской области, территория которой до 1924 года принадлежала Украине. «Я с детства говорил на суржике. Так почему бы мне не принять украинское гражданство? Будь моя воля, взял бы паспорта всех 15 республик, – уверяет актер. – В принципе, во всем постсоветском пространстве одно и то же дурачье, одни и те же жулики. Но это наша Родина. В Украине, кстати, на мой взгляд, градация между богатством и нищетой меньше, чем в России. И фальсификаций на выборах у вас меньше».

Много раз Садальский снимался в нашей стране. Не всегда это приятные воспоминания. К примеру, в фильме «Яблоко на ладони», который делала киевская киностудия Довженко, с ним вместе мог сыграть Олег Даль. Но, по словам Стаса, встретившись с однокурсником по Щепкинскому училищу, Олег «развязал». У него тогда была вшита торпеда, которая среагировала на критическую дозу спиртного резким скачком давления. Смертельным…

Высоцкий-Жеглов повязал Садальского-Сапрыкина.

Высоцкий-Жеглов повязал Садальского-Сапрыкина.

А в Одессе создавали легендарную ленту «Место встречи изменить нельзя». Эпизодическая роль шепелявого карманника Кирпича – Кости Сапрыкина – с его «Кафылек, кафылек… Какой кафылек?» приклеилась к Садальскому навсегда. «На самом деле, это ужасно, но, в принципе, я понимаю: у каждого артиста есть свой Чапаев, свой Ихтиандр», – вздыхает он. И признается, что отношения с Жегловым-Высоцким не заладились. Мол, очень уж тот был высокомерен. То ли дело Шарапов-Кон-кин…

- Высоцкий меня подавлял, а Конкин сказал: «Пойдем выпьем шампанского». Приговорили бутылку, и благодаря «Шарапову» меня попустило, – вспоминает Станислав Юрьевич.

О войне, ремне и полете с балкона

Но до того, как пробиться в кино (а на счету именинника около ста работ, в том числе в таких ярких лентах, как «О бедном гусаре замолвите слово», «Торпедоносцы», «На кого Бог пошлет»), Садальскому пришлось съесть не один пуд соли. Ему было 12 лет, когда умерла мама. Парнишка оказался в интернате, где и сыграл свою первую роль – Синьора Помидора в школьном спектакле.

Попытался штурмовать московские театральные вузы, но его отфутболили из-за неправильного прикуса. Стасу даже пришлось поработать на Ярославском моторном заводе учеником токаря, по ходу играя в кружке драматического искусства ДК моторостроителей.

- До сих пор терпеть не могу станки, а тогда и вовсе их ненавидел. По утрам, когда по радио играли гимн, просыпался, свешивал ноги с кровати и плакал: «Господи, скорее бы умереть – хоть в гробу высплюсь», – откровенничает Садальский. – Рабочие мне говорили: «Не строй из себя стахановца. Можешь чуть-чуть больше сделать, но рекорды бить – ни в коем случае… Нам же расценки урежут, повысят норму».

Пахать он стал позже, когда таки пробился в ГИТИС, по окончании которого получил предложения сразу от четырех московских театров. Выбрал им. Маяковского, но почти сразу ушел оттуда в «Современник», где за восемь лет не получил ни одной главной роли. Впрочем, как и в кино, где Садальскому доставались всё больше эпизоды.

Он очень радуется, что ему посчастливилось сыграть у режиссеров, «которые знали точно, КАК снимать военное кино». Одна из них – Евгения Жигуленко, Герой Советского Союза, знаменитая «ночная ведьма», командовавшая женским авиаполком. Садальский перевоплотился в бродячего артиста Петра Колесова в ее драме «Без права на провал».

А второй – Семен Аронов, подаривший нам фильм «Торпедоносцы» по военным рассказам Юрия Германа. В одном из эпизодов ленты персонаж Стаса, старший лейтенант Дмитриенко, вешал на турникет ремень и висел на нем на зубах. «Трюк физически очень сложный. Чуть прикус не исправил, – улыбается юбиляр. – А после съемок стал постоянным клиентом стоматолога».

Самый опасный случай за время кинокарьеры Садальского произошел на съемках «Леса» Владимира Мотыля. «Сорвавшись с балкона, я разбился страшно. Картину снимали в Николо-Прозорово, «чинить» меня в сельской больнице было нечем и если бы не Люся Целиковская, которая заставила врачей везти меня ночью в Москву в «Склиф», то… я бы не завел свой ЖЖ, – уверен актер. – Тогда Мотыль приостановил съемки на два месяца, пока меня не выписали».

«Гениальный» коктейль

В середине 90-х кино стали снимать меньше. Садальский не растерялся и ушел в журналистику. Вёл в одной из «желтых» газет рубрику «Скандальские новости», работал на радио, выпускал мемуары.

От его жестких высказываний впадают в ступор даже закаленные критикой звезды. Достается и партнершам по сцене. «Ты комедию играешь – а значит, забудь про свою красоту!» – ругался Стас на Эвелину Блёданс, с которой играет в спектаклях «Развод по-московски» и «Декоратор любви». Чтобы потом радоваться: «Нет, вы видели, как сегодня играла Блёданс?! Она была шикарна! Порвала зал!».

- Играть с Садальским – это всё равно, что лететь с горы на санках с закрытыми глазами! – признается еще одна коллега, Жанна Эппле. – Никогда не знаешь, куда приземлишься! Но это всегда ярко, экстремально и очень тонизирует!

- На самом деле, я просто стараюсь быть честным, никогда не вру, говорю людям правду в глаза, многим это не нравится, – объясняет он. – Никогда не хотел быть лучше, чем я есть…

Садальский весь – сплошной протест. Против банальности, глупости, ханжества. Когда в России начались гонения на представителей Грузии, взял да и стал ее гражданином.

- Грузинское гражданство я принял потому, что к кавказцам предвзятое отношение со стороны российских властей. Это у меня вызывает внутренний протест. Здесь еще сказалось интернатское воспитание, – объясняет актер. – Я всегда был на стороне слабых, особенно защищал тех, кого обижали по национальному признаку.

Из-за подобной позиции его, живущего в Москве, практически не зовут сниматься. Помогает антреприза.

- Шутам можно всё! Играть идиотов – это такое счастье! – пишет Садальский в своем интернет-дневнике. – Не каждому дано веселить людей. А я так люблю, когда надо мной смеются!

Он и сам замечательно смеется над собой. Вот, к примеру, как размышляет о своем избыточном весе:

- Очень хочется похудеть без ущерба для тела и нервов. В идеале – с книгой на диване или сидя за компом. Спортзал – увы, не моё. Максимум – бассейн и спектакль, за который теряешь 2-3 кг. И всё равно, в обычные дни сложно держать вес, открывая только две крышки – холодильника и ноутбука… Быть толстым неудобно. Но лучше умереть за столом, чем на лыжне.

Станислав Юрьевич обожает дружеские посиделки «за рюмкой чая». Так что можно не сомневаться – гостей к нему придет на юбилей немало. И он наверняка угостит их фирменным коктейлем «по-садальски».

- Рецепт гениальный! – уверяет именинник. – Надо взять коньяк, налить в какую-нибудь тару – и выжать туда ровно такое же количество сока из половинки лимона. Всё, коктейль «Буль-буль» готов!

Актера шокировали енакиевские дороги

Сын и племянник нардепов, депутат луганского горсовета Роман Ландик стал известен за пределами Украины еще до того, как мир увидел выложенное в Интернете видео, где он измывается в ресторане «Баккара» над девушкой. В мае этого года на свадьбе Романа и Анны Тукиш побывал Садальский. И отписал о событии в своем ЖЖ. Сообщил, что самым скромным подарком стала нить огромного жемчуга, «а нескромным – автомобиль Bentley от дяди депутата Рады, Героя Украины Валентина Ландика». Выложил фото. Рассказал, что повар был из Италии, стояли «огромные толпы охраны с пулеметами», а потом был концерт, на котором пела даже Агилера. Впрочем, шокировало Стаса, гастролирующего тогда по Донбассу со спектаклем «Декоратор любви», не это.

- Мена расстроили дороги на родине президента, – признается артист. – Весь асфальт в дырах и в редких-редких щербатых заплатках. После трассы в городе Енакиеве можно смело идти к стоматологу – все пломбы выпадают. Езда по разбитым дорогам напоминает автородео, а ощущения после – как от моего массажного кресла дома.

Также опечалили Садальского «убитый рекламой Донецк» и «британские танки в Луганске», которые хранятся там со времен Гражданской войны. На самом деле, по мнению Станислава Юрьевича, танки не настоящие. А вот где оригиналы – вопрос…

А еще он умудрился узнать, сколько стоят жрицы любви в Луганске. Оказалось – всего 300 гривен…

Вот только с личным – привет…

Садальский не женат, но дети у него имеются. Один – так точно. Вернее, одна…

В середине 70-х Стас познакомился в театре с подданной Финляндии, которая была на 15 лет старше него. Звали даму витиевато – Пирио Лииза Телерва Канисто. Приятельница дала им ключи от квартиры, и влюбленные безвылазно пробыли там неделю. «Был бешеный секс, – вспоминал Садальский. – Мы не выходили на улицу, пока не сгрызли всю крупу и не начали подыхать с голоду».

Вскоре парочка рассталась. Итогом страсти стала дочь, которая выросла в Хельсинки. По-русски она не говорит.


Станислав Садальский с партнершами по «Декоратору любви» Эвелиной Блёданс и Жанной Эппле на родине президента Украины.