Пресса России: от переговоров выиграл только Путин

Российские газеты второй день комментируют переговоры президентов Владимира Путина и Петра Порошенко.

«Ведомости» пишут, что первая двусторонняя встреча президентов России и Украины не дала заметных результатов. Главный положительный итог минских переговоров, что они вообще состоялись.

Итоги беседы получили у самих президентов разную оценку: Порошенко назвал переговоры «сложными и тяжелыми», Путин же охарактеризовал их как «позитивные».

Но и в Минск лидеры, по их же словам, ехали с разными задачами. Для украинского президента главными были вопросы «достижения режима прекращения огня» и заключения перемирия на востоке страны.

Российский президент и в ходе открытой части саммита Таможенного союза, Украины и ЕС, и на подходе к СМИ после его окончания основное внимание уделил вопросам экономическим – в частности, негативному эффекту от ассоциации Украины и ЕС.

Путин дал понять, что происходящее в Донбассе – это внутриукраинский конфликт, прямого отношения к которому Россия не имеет, а потому и предметно обсуждать условия прекращения огня Москва не должна.

«Несмотря на то, что на открытой части переговоров военные вопросы не затрагивались, на закрытой части украинская сторона почти наверняка пыталась вынудить Путина признать, что он влияет на ситуацию на востоке», – уверен профессор Высшей школы экономики, бывший сотрудник кремлевской администрации Олег Матвейчев.

По его мнению, главная задача Путина состояла именно в том, чтобы представить все происходящее как внутриукраинский конфликт.

«Главный положительный итог минской встречи – сам факт того, что она все же состоялась, и обошлось без скандальной ситуации, когда президенты разъехались бы, не поговорив один на один»

Политолог Сергей Макаркин

Конкретных результатов переговоры не дали, потому что у сторон были разные цели, сказал украинский политолог Дмитрий Панамарчук: для Украины это прекращение вооруженного противостояния и контроль над границей. И просто взять и заменить этот пункт экономической повесткой невозможно, добавляет политолог.

«Главный положительный итог минской встречи – сам факт того, что она все же состоялась, и обошлось без скандальной ситуации, когда президенты разъехались бы, не поговорив один на один», – считает российский политолог Алексей Макаркин.

Все остальное пока что под большим вопросом, и ожидать прекращения боевых действий в ближайшее время не стоит: в Кремле есть сторонники и переговоров, и силового сценария и, по-видимому, эти сценарии будут совмещаться. «Военные действия должны создать основу для успеха на переговорах – чтобы противоположная сторона пошла на уступки, на которые сейчас идти не хочет», – считает Макаркин.

«Независимая газета» отмечает, что за рамками переговоров в Минске фактически остался самый главный вопрос – об урегулировании в Донбассе.

«Российская сторона, как и ожидали в Киеве, не признала свою причастность к ситуации. Но намекнула на возможность договориться. Для этого потребовалось бы для начала внести поправки в уже подписанное, но еще не ратифицированное соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС», – пишет «НГ».

Во время переговоров, считает газета, Путин сделал акцент на экономические вопросы, только вскользь коснувшись ситуации на востоке Украины.

Один из украинских чиновников сказал «НГ», что Киев не планирует ни о чем договариваться с «марионеточными лидерами» ЛНР и ДНР: «Парадом военнопленных в Донецке в День независимости Украины и средневековым наказанием у позорного столба обернутой в украинский флаг женщины они всему миру доказали, что являются именно террористами. Переговоры с ними бессмысленны. Говорить следует только с Россией – чтобы она перестала поддерживать террористов».

В ближайшие дни, как сообщили участники переговоров в Минске, состоится очередное заседание контактной группы по урегулированию при участии российского посла Михаила Зурабова, представителя Украины Леонида Кучмы и официального представителя действующего председателя ОБСЕ по вопросам урегулирования ситуации в Украине Хайди Тальявини.

Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко считает, что тактически от встречи в Минске выиграл Владимир Путин. «Он приехал, продемонстрировав, что не является агрессором и диктатором (агрессоры и диктаторы отказываются от переговоров). Сделал заявления, доказывающие, что Путин способен находить общий язык с Европой по многим вопросам. Это особенно важно накануне сентябрьского саммита НАТО, поскольку все решения в альянсе принимаются только единогласно», – сказал эксперт, отметив, что после встречи в Минске члены НАТО могут по-разному оценить ситуацию.

Бондаренко считает, что российская сторона тянет время в надежде, что тяжелая экономическая ситуация на Украине приведет к кризису и к готовности власти идти на компромиссы.

Эксперт обратил внимание на то, что Петр Порошенко отложил ратификацию подписанного в июне соглашения с ЕС до середины сентября: «Причины – экономические. Имплементация соглашения в части создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС станет мощным ударом по украинской экономике. Закроются многие предприятия, пострадают целые отрасли, появится еще 4 млн безработных, увеличится дефицит госбюджета».

Газовая часть переговоров превратилась в обмен взаимоисключающими предложениями. Российская делегация заверила, что «Газпром» готов продавать Украине газ, но отказалась говорить о пересмотре формулы ценообразования. Стороны ни на шаг не приблизились к разрешению газовых споров.

Что касается соглашения об ассоциации, то ранее российская сторона предупреждала Украину о введении торговых барьеров, связанных с необходимостью защитить внутренние рынки и отрасли стран Таможенного союза. На переговорах в Минске прозвучало предложение подправить текст соглашения между Украиной и ЕС.

Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев сказал журналистам: «Речь идет о конкретных поправках, которые мы должны внести в текст приложения, и я не исключаю, что в текст базового соглашения (между Украиной и ЕС)».

Однако замглавы администрации президента Украины Валерий Чалый сказал, что в тексте соглашений не может быть изменена ни одна буква. Глава МИД Украины Павел Климкин сообщил: «Не нужно выдавать желаемое российскими коллегами за действительное. Менять текст соглашения не будем. Ратифицируем – и будем имплементировать».

Политолог Константин Бондаренко сказал, что вносить поправки в текст уже парафированного и даже подписанного документа невозможно. Следовательно, старые споры о содержании соглашения об ассоциации могут снова затянуться. А война на востоке Украины будет продолжаться. По мнению Бондаренко, претензии России относительно ситуации в Донбассе предъявить будет сложно: «Россия не принимает участия непосредственно. Действует так же, как в свое время США, тихонько поставлявшие оружие никарагуанским контрас. Там противостояние затянулось на 10 лет».

Новоазовск взят без боя

Корреспондент «Коммерсанта» стал свидетелем взятия Новоазовска. В среду после непродолжительной артподготовки силы самопровозглашенной ДНР фактически без боя заняли стратегически важный город Новоазовск в 40 км от Мариуполя. Таким образом, ополченцы вышли к Азовскому морю, пишет корреспондент издания.

Журналист газета Илья Барабанов также убедился, что наступление на позиции украинских войск на юге носит действительно масштабный характер.

Артобстрел Новоазовска начался в среду утром, и украинских военных в городе к тому моменту фактически уже не было.

«Они начали покидать его еще накануне, когда под огонь попали северные и западные окраины. Когда мы заезжали в город, навстречу нам попался лишь один БТР с украинским флагом. Основные силы, по словам военных, организованно покинули Новоазовск рано утром», – сообщает корреспондент.

«Когда мы заезжали в город, навстречу нам попался лишь один БТР с украинским флагом. Основные силы, по словам военных, организованно покинули Новоазовск рано утром»

Илья Баранов, корреспондент «Коммерсанта»

Обстрел продолжался 40 минут, а тем временем в соседних населенных пунктах войны будто и не замечали: пляжи забиты людьми, столбы завешаны объявлениями о сдаче посуточно жилья отдыхающим, идет мирная жизнь с работающими кафе…

Но между приморскими деревнями двигались хорошо вооруженные люди в масках, без опознавательных знаков, с белыми повязками на рукавах, в поле виднелись несколько единиц техники, над одной из машин был поднят красный флаг «Новороссии», рассказывает журналист.

На КПП «Новоазовск» ополчение ДНР проверяет документы, журналистов пропускают, но предупреждают, чтобы были осторожнее. У границы корреспонденты видели колонну из нескольких танков и грузовиков.

По словам людей на КПП, границу бойцы заняли относительно недавно, но точной даты они не называют. Как выяснилось, в среду украинские военные отошли к населенному пункту Безымянное в 20 км от Мариуполя. И журналист пишет, что Новоазовск фактически был занят без боя.

Десантников обменяют на летчицу Савченко?

«РБК daily» пишет, что семьи костромских десантников, задержанных украинскими военными, встретились с командованием части. По их словам, офицеры подтвердили потери среди личного состава после «случайного» столкновения с украинской армией.

«Родственники говорят, что десантников ввели в заблуждение: они были уверены, что едут в Ростовскую область на учения, но в последний момент узнали, что командировка может затянуться до зимы. Два десятка родственников создали импровизированный штаб, который начал вести переговоры с российскими и украинскими силовиками о вызволении сыновей из плена», – пишет газета.

Данные о потерях родителям и женам военных сообщил заместитель командира дивизии, полковник, представившийся Александром Хотулевым: два контрактника, личности которых установлены, погибли; около десяти ранены и находятся в госпиталях Ростова; девять солдат, имена которых ранее называли в СБУ Украины, задержаны украинцами.

«Матери, жены и сестры солдат, с которыми удалось пообщаться РБК, просили не разглашать их персональные данные – многим уже поступают анонимные звонки и сообщения оскорбительного характера от украинских пользователей соцсетей», – сообщает издание.

Руководитель украинского Центра освобождения пленных Владимир Рубан, который занимается поиском и обменом захваченных участников конфликта с обеих сторон, говорит, что контакты между российской и украинской сторонами уже начались, но исход переговоров будет зависеть от политической ситуации.

«Ведомости» указывают, что десантникам грозит обвинение в пособничестве террористам: «Судьба российских военнослужащих, задержанных на Украине, будет зависеть от того, решат ли в Киеве и Москве, на кого их обменять», – полагает газета.

«Судьба российских военнослужащих, задержанных на Украине, будет зависеть от того, решат ли в Киеве и Москве, на кого их обменять»

«РБК daily»

Начальник следственного управления Службы безопасности Украины (СБУ) Василий Вовк заявил, что в отношении задержанных в понедельник 10 российских военнослужащих 331-го полка 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии (полк дислоцирован в Костроме) ведется досудебное расследование по статьям о незаконном переходе границы, незаконном владении оружием и содействии террористическим организациям.

Председатель костромской областной общественной организации «Совет солдатских матерей» Людмила Хохлова сообщила, что родственники задержанных военнослужащих отправили телеграмму на имя президента Владимира Путина и министра обороны Сергея Шойгу с просьбой помочь освобождению костромских десантников.

По словам источника, близкого к Минобороны, работа над освобождением российских военнослужащих ведется, однако действия украинской стороны, и в частности инкриминирование десантникам пособничества террористам, говорят о том, что освобождать их без условий, как это делала Россия с перебежавшими на ее территорию украинскими военными, Киев не намерен. Собеседник издания не исключает, что возможны переговоры об обмене российских десантников на людей, которые находятся в плену у сепаратистов.

«Поскольку костромские десантники – это первые настоящие российские военнослужащие, попавшие в руки украинских спецслужб, украинская сторона постарается извлечь из этого максимальный пропагандистский эффект, в том числе для объяснения нынешнего тяжелого положения на фронте прямым российским вторжением», – полагает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин.

В дальнейшем Киев, скорее всего, согласится обменять их на большее количество украинских военных и гражданских лиц, находящихся в плену у сепаратистов: по оценке украинского Центра освобождения пленных, таких людей насчитывается около 500.

«Возможно, будет поставлено условие и об обмене десантников на находящихся под стражей в России кинорежиссера Олега Сенцова, обвиняемого в терроризме, и украинскую военнослужащую Надежду Савченко, которой инкриминируют пособничество в убийстве российских журналистов», – говорит Кашин.

Обзор подготовила Ольга Караулова, Служба мониторинга Би-би-си.