Об Украине замолвите слово или Одиночество на рынке

Когда некоторые горячие и наивные головы требуют превратить Украину в финансовый центр, уподобляясь Лондону (Варшава и Москва для нас слишком мелко), меньше всего они имеют ввиду традиционную британскую погоду. Но, как оказывается, несмотря на все реформы и даже на тот факт, что НБУ, по его собственному выражению, повернулся лицом к рынку (стоило ли это делать и что при этом увидел рынок и сам НБУ, умалчивается), погода оказывается самым простым решением.

В результате, киевские спекулянты наблюдают за настоящими спекулянтами, обитающими на мировых рынках, под аккомпанемент непрекращающегося дождя, а выбираясь на ежегодные сходки в Крым могут лишь пить на пляже (и в других местах). Но об этих симпозиумах мы поговорим чуть позже, пока же вернемся к настоящим спекулянтам на настоящих рынках. А там тоже появился повод выпить. Бен Бернанке в который раз оправдал свое прозвище «Вертолетчик Бен», отказавшись даже от минимального сокращения программы количественного смягчения. Ему удалось удивить даже прожжённых оптимистов, зарядив рынок энергией и уверенностью в непрекращающемся потоке шаровых денег. Что стало тому причиной сказать трудно. Как и то, есть ли дело самим рынкам, подсевшим на иглу, хочет ли начальник ФРС подбодрить экономику или все дело в необходимости удержать рынки от падения и истерик на фоне активизации разговоров о потолке госдолга штатов. 

Последние станут лейтмотивом ближайших недель, когда неравнодушные к финансовому рынку энтузиасты станут узнавать в лицо видных конгрессменов и сенаторов (даже если последние не отличаются любовью к бомбометанию в разных уголках земного шара). Впрочем, прелесть ситуации заключается в том, что как бы долго не торговались на Капитолийских холмах, они все равно договорятся (доказано обитателями холмов Печерских), потому как дефолт не интересен никому и не при каких обстоятельствах (и снова отсылаем к обитателям Печерских холмов). Так что политические разговоры придут и уйдут, а эмитированные денюжки останутся.

Так что решение Бена Бернанке и Ко все равно останется ключевым, несмотря на любые события в политическом поле, затмив даже триумф Великолепной Ангелы. И пока свободные ресурсы продолжают править бал. Утро пятницы индекс S&P500 начнет на отметке 1698,7 пунктов, совсем недалеко от исторического максимума. Максимума, который бы достиг на следующий день после завершения заседания ФРС. Эйфория не сохранилась надолго и последующие дни удержаться на максимуме не удалось. Может быть рынки сами устали от ситуации, когда хорошо это плохо, плохо это хорошо, и вообще совесть начинает мучать отдельных товарищей. И глубокая мысль ФРС в том, чтобы рынки в конце концов сами упрашивали регулятор прекратить заливать их деньгами (как например дети просят маму не приносить им больше заварных пирожных).

Казалось бы, для украинского Минфина все складывается просто прекрасно. ФРС своим решением открывает рынки первичных займов, куда уже собралась даже Кения. А Franklin Templeton, которому Украина нынче должна наверное даже больше, чем МВФ, вынужден был приостановить прием новых денег, которые ему все несут и несут, чтобы он покупал долги таких ребят, как украинское правительство. Ничего не предвещало беды до вечера пятницы, когда рейтинговое агентство Moody’s полностью оправдало свое название, резко снизив рейтинг Украине до уровня Caa1.

Читайте: Moody\’s массово понижает рейтинги украинских компаний

Причин было перечислено уйма (да любая бабушка на остановке с этим справится), но больше всего ребят волнует отсутствие у Украины плана. Плана, как дальше жить. Конечно же, без самих Мудисов жить бы Украине было легче, да и самим рейтинговым агентством еще долго можно пенять, что лучше бы они за Lemon Brothers так пристало следили и план у них искали. Но правда состоит в том, что про план Украины интересуются все и давно, особенно с тех пор, как свои коварные планы озвучили наши российские братья. Интересуются и найти ответ на тех самых пресловутых Печерских холмах никак не могут. Так что решение о снижение рейтинга легло на благодатную почву, вызвав волну распродаж, а иногда и просто таки панические продажи украинских бумаг. Конечно, может быть к сожалению, уровни 2009 года недостижимы, но доходности стали очень сладкими, а разговоры о дефолте уж слишком настойчивые. К концу недели проснувшиеся покупатели позволили отыграть часть потерь, но говорить о выходе на рынок еврооблигаций в ближайшее время может только городской сумасшедший.

В результате, правительству остается говорить о Китае. Тем более совсем рядом пример Венесуэлы, еще одна родственная душа для Украины, в которую Китай собирается влить 50 млрд. долларов за следующие несколько лет. Что ж, китайцев много и они все больше хотят кушать, а в Украине все еще есть много гуляющей земли. Главное только, чтобы китайцы кушали кукурузы или что там еще будет выращиваться на орошаемых китайским оборудованием землях, в Китае, потому как в противном случае скоро придется некоторым депутатам из Крыма брить голову на лысо, одевать кимоно и подавать законопроекты о признании китайского вторым государственным.

О серьезности планов скачать с Китая побольше денег говорит и представительская делегация, отправившаяся в Поднебесную на этой неделе. Что ж, последний шанс. Или предпоследний, ведь Украина еще не выпускала сукук-бонды. Но с арабами надо возиться еще дольше, чем с китайцами, а резервы – поддерживать уже сейчас. Вот и на прошлой неделе НБУ пришлось снова демонстрировать силу на валютном рынке. Обошлось без жертв, но долларовые депозиты теперь станут еще менее привлекательными, а резервы – на пару сотен миллионов меньше.

Собственно, на рынках мало что происходило еще. Особенно на предыдущей неделе, когда стартовал сезон конференций. В этом году их было особенно много и каждый был волен выбирать сам, куда его больше тянет. То ли в атмосферу такого домашнего Моря, то ли поработать на перспективу, а если очень повезет, то можно по бейджику кухарки или дворника проникнуть на саммит YES, чтобы потолкаться в кулуарах с бывшими властителями мира Хиллари и Билом Клинтоном, Тони Блером, или ограничиться подножкой одинокому Глазьеву. На этом фоне первичные аукционы Минфина или движение на Украинской Бирже казались такими мелкими, что даже и упоминать их не очень хочется. Тем не менее, для протокола, можно отметить что на аукционы к правительству по-прежнему никто не ходит, а индекс УБ начнет пятничное утро на отметке в 830 пунктов. А скоро, судя по всему, не станет индекса УБ, и мы вернемся к хорошо забытому и вспоминаемому нынче только журналистами, индексу ПФТС. Крымский воздух оказался благоприятным для завершения переговоров о слиянии. Так что еще немного, и фондовый рынок Украины полностью обновиться (про разного рода Расчетные центры ведт никто не забыл). Превратится ли гусеница в бабочку или так и уснет в своем коконе, гадать сейчас трудно. Так же трудно, как и найти план для Украины. Тем более, мы уже давно привыкли жить без плана. В этом и есть наш план. Жаль только, что никто в мире этого не понимает. Такое себе Одиночество на рынке.

PS

“Two things are infinite: the universe and human stupidity; and I’m not sure about the universe.”

Albert Einstein