В Таджикистане расследуют беспорядки на Памире

Прокуратура Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана возбудила уголовное дело по факту массовых беспорядков, оказание сопротивления властям и захвате оружия, произошедших в Хороге в конце ноября. Об этом Би-Би-си сообщил прокурор ГБАО Мухаммад Аброров.

В результате вооруженного инцидента, который произошел между группой молодых людей и силовиками, пострадали шестеро сотрудников правоохранительных органов страны, сожжены две машины, принадлежащие ГКНБ и МВД страны.

Причиной инцидента стал арест сотрудника таджикского Агентства по контролю за наркотиками (АКН) Шерика Абдуламидова, которого спецслужбы обвиняют в незаконном хранении оружия.

По официальным данным, при обыске в доме у полицейского были найдены пистолет и патроны. Известно, что сам Шерик Абдуамидов вину признал.

Обыск в доме полицейского

Областная прокуратура возбудила уголовное дело по статьям 188 (1) (организация массовых беспорядков), 199 (4) (хищение оружия), 328 (2) (применение насилия в отношении представителя власти) УК Таджикистана. Разбирательством вооруженного происшествия занимается совместная рабочая группа МВД, ГКНБ и прокуратуры страны.

«Сейчас проводятся следственные мероприятия по выявлению зачинщиков и активных участников беспорядков, и их число. Когда они будут найдены им предъявят обвинения и против них будут возбуждены уголовные дела,» – заявил Мухаммад Аброров, прокурор ГБАО.

По версии следствия, молодые люди хотели помешать сотрудникам ГКНБ провести обыск в доме сотрудника АКН Таджикистана Шерика Абдуамидова.

Официальные органы пока затрудняются ответить, сколько человек участвовало в этой акции. По разным данным от 10 до 20.

Сообщается, что в доме полицейского, который сейчас содержится в изоляторе временного содержания УВД ГБАО в Хороге, завязалась драка между молодыми людьми (по одной из версий – это соседи, родственники и друзья Шерика Абдуламидова) и сотрудниками ГКНБ, которая переросла в беспорядки с применением силы, оружия, также были сожжены автомашины силовиков.

Однако по версии очевидцев и соседей Шерика Абдуамидова сотрудники ГКНБ явились в дом задержанного без соответствующих санкций на обыск, свидетелей, понятых, а также вели себя грубо, спровоцировав скандал с родными и друзьями полицейского.

«Силовики не предъявили санкций на обыск, взломали дверь, открыли стрельбу, когда люди стали возмущаться неправомерными действиями сотрудников спецслужб. Ответные действия горожан спровоцированы поведением правоохранителей», – говорит Мубориз Акдодшоев, житель города Хорог.

Новая силовая акция?

Мубориз Акдодшоев не исключает существование неких «черных списков», в которых числятся активные участники Нажать

событий лета 2012 года на Памире. По его словам против этих людей таджикские власти намерены возбудить уголовные дела.

«Доверие к власти было очень сильно подорвано после июльских событий на Памире, поэтому сейчас жители региона так настороженно относятся к любой инициативе чиновников»

Набот Додихудоева, правозащитница

«Правоохранители имеют право бороться с преступниками, а мирные жители имеют право на мирную жизнь. Повторяющиеся в последнее время инциденты, конфликты жителей с сотрудниками МВД, прокуратуры, ГКНБ говорят о том, что не силовики обеспечивают им существование безопасной жизни, а жители пытаются обезопасить себя от них», – продолжает житель Хорога.

В интервью Русской службы Би-би-си начальник УВД ГБАО Файзулло Нозимов подчеркнул, что обстановка в Хороге – административном центре Горного Бадахшана – спокойная.

Между тем, жители Памира выражают обеспокоенность данным происшествием и опасаются, что инцидент может спровоцировать конфликт или стать поводом для новой военной операции на Памире.

«Доверие к власти было очень сильно подорвано после июльских событий на Памире, поэтому сейчас жители региона так настороженно относятся к любой инициативе чиновников. Необходимо восстановить это утраченное доверие», – отметила правозащитницы, директор общественной организации «Мадина», Набот Додихудоева

Летом прошлого года в Хороге была проведена широкомасштабная военная операция правительственных войск. Поводом для начала операции стало убийство генерала спецслужб Абдулло Назарова.

По официальным данным, в результате однодневной спецоперации погибли 17 человек, включая мирного жителя. Неправительственные источники сообщали о десятках жертв.

После проведения кампании ряд обозревателей указывали на то, что убийство Назарова стало лишь поводом для начала операции правительственных сил против неугодных и неподконтрольных властям местных лидеров.

Также выдвигалась версия, что сторонники силового решения проблемы могут быть заинтересованы в переделе сфер влияния на Памире.